16 февраля 2023
Полпред президента провёл совещание о развитии рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока.
Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев провел совещание, главной темой которого стало развитие рыбохозяйственного комплекса в ДФО. В повестку совещание вошла и тема строительства рыбопромысловых судов на дальневосточных верфях.
По информации Минпромторга России, несмотря на существующие вызовы, строительство судов на Дальнем Востоке идёт в соответствии с графиком. Верфи ДФО успешно строят суда и делают это даже лучше, чем судостроительные предприятия других регионов страны, при этом на Дальнем Востоке реализуется менее четверти от общего портфеля заказов на строительство рыбопромыслового флота: на четырёх дальневосточных верфях строятся 8 рыбопромысловых судов и 16 краболовов. Соответствующие работы идут на АО «Восточная верфь», АО «Находкинский судоремонтный завод», АО «Хабаровский судостроительный завод». На Камчатке такие работы проводит ООО «НПЦ «Торсиотест».
«Мы уже неоднократно говорили, что "Торсиотест" – это гордость Камчатского края, это пионеры кораблестроения в регионе в 21 веке. Судостроение на Камчатке с 90-х годов прошлого столетия находилось в кризисе. Сегодня мы становимся свидетелями восстановления этой отрасли. На предприятии работают профессионалы, которые взяли на себя задачу в опережающие сроки построить шесть маломерных судов. Два из них уже находятся на площадке заказчика – колхоза имени В.И. Ленина. На сегодня половина первого судна уже готова. Остальная часть – электрика, отделка, установка судового оборудования и так далее – доделывается уже на площадке заказчика. В планах этого года – сдача и запуск в эксплуатацию двух судов, надеемся, что в мае первое судно уже будет полностью готово», – рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
На совещании под председательством Юрия Трутнева, рассматривались меры стимулирования строительства судов рыбопромыслового флота на судостроительных верфях, расположенных на Дальнем Востоке, включая оказание мер государственной поддержки указанных судостроительных верфей. В частности, были представлены предложения губернаторов и представителей бизнеса по второму этапу инвестиционных квот.
В рамках первого этапа размер субсидии на возмещение затрат строительства судов-краболовов на судостроительных предприятиях Дальнего Востока составляет до 20% стоимости заказа, но не должен превышать 340 млн рублей. Вместе с тем, как напомнил Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, данная субсидия была доведена только после заключения контрактов на строительство судов.
«Субсидия не выполнила свою стимулирующую функцию для заключения контрактов именно с дальневосточными верфями. В 2021 году её объём составил всего лишь 240 млн рублей. Объём инвестиций в Дальний Восток составил только около 15% от общего объёма инвестиций в рамках первого этапа инвестиционных квот. Это как минимум несправедливо, с учётом того, что основной ресурс в инвестиционных целях распределяется именно из Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. И в рамках анонсированного второго этапа механизма инвестиционных квот инвестиционный баланс должен быть соблюден безапелляционно», – заметил он.
Глава Минвостокразвития России предложил в нормативных правовых актах Правительства РФ в рамках второго этапа инвестиционных квот закрепить требование «где ловишь, там и строишь», чтобы рыбопромысловые суда для работы в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне строились на судостроительных предприятиях ДФО.
Юрий Трутнев поручил Минсельхозу России, Минвостокразвития России, Минпромторгу России проанализировать потребности отрасли в обновлении рыбопромыслового флота и совместно с судостроительными предприятиями Дальнего Востока представить предложения по строительству средне- и малотоннажных судов.
Минпромторг России направил Росрыболовству предложения по изменению постановления Правительства РФ №633 «О требованиях к объектам инвестиций» и уменьшению длины малотоннажного рыбопромыслового судна для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна с 25 до 23 метров. Как пояснили представители министерства, это незначительное изменение длины судов позволит привлечь расширить количество участвующих в инвестиционных проектах предприятий и привлечь верфи Дальнего Востока, которые уже успешно строят малые рыболовные траулеры.
Ещё одна мера связана с предложением инвестиционного лизингового проекта для финансирования строительства судов за счёт привлечения средств Фонда национального благосостояния под 1,5% годовых. Предложение отправлено Минпромторгом России на рассмотрение в Минсельхоз России.
Юрий Трутнев поручил заинтересованным федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры, обеспечивающие сохранение производственных процессов.
«Задача всех органов исполнительной власти сделать так, чтобы предприятия не только продолжали свою работу, но и увеличивали мощности, чтобы экономика страны становилась сильнее», – подытожил вице-премьер.