14 декабря 2021
В ходе рабочей поездки в Камчатский край заместитель председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провёл совещание по вопросам социально-экономического развития Камчатского края.
«Все мы привыкли говорить о том, что Камчатка – уникальный регион. Её неоднократно называл жемчужиной России Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. При этом транспортная доступность существенно сдерживает развитие региона как для тех людей, которые живут и работают на Камчатке, так и для возможного развития туризма. Люди, живущие на Камчатке, не всегда могут добраться вовремя до медицинской помощи, до соседнего населённого пункта. Есть проблемы с завозом продуктов», – открыл совещание Юрий Трутнев.
Были представлены проекты развития транспортной инфраструктуры (дорожное строительство, аэропортовая инфраструктура) в Камчатском крае. Общая протяженность автодорог общего пользования на Камчатке составляет 3 153 км, в том числе 38 км дорог федерального значения и 1 407,4 км дорог регионального значения. Доля дорог регионального значения, соответствующая нормативным требованиям, – 45,3%, или 641,39 км, доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии, – 69%, или 78,17 км (автодороги местного значения Петропавловск-Камчатской городской агломерации).
Из 11 муниципальных районов региона только четыре муниципалитета имеют круглогодичный доступ к опорной дорожной сети, из оставшихся 7 лишь 2 района доступны для круглогодичной морской навигации.
Рассматривалось строительство подъездной дороги к аэровокзалу в г. Елизово от автомобильной дороги А-401 «Подъездная дорога от морского порта Петропавловск-Камчатский к аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово) на участке км 34»; автомобильной дороги «Обход г. Петропавловска-Камчатского», которая позволит увеличить пропускную способность уличной дорожной сети г. Петропавловск-Камчатский на 60% путем перераспределения грузовых и легковых транспортных потоков. Были заслушаны доклады о разработке проектно-сметной документации для строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения «п. Термальный – туристский кластер «Три вулкана» (11 этапов).
Обсуждалось формирование единой опорной сети воздушных перевозок Камчатского края. Авиационная инфраструктура Камчатского края состоит из 13 действующих аэропортов: один международный аэропорт федерального значения (Петропавловск-Камчатский), восемь аэропортов оборудованы грунтовыми взлётно-посадочными полосами (Мильково, Тиличики, Тигиль, Усть-Хайрюзово, Соболево, Озерная, Никольское, Манилы), девять аэропортов не оснащены светосигнальными системами (Пахачи, Тигиль, Усть-Хайрюзово, Соболево, Озерная, Усть-Камчатск, Палана, Никольское, Манилы).
Как заметил Юрий Трутнев, особенно остро стоит вопрос по обеспечению транспортным сообщением в осенне-весенний период, так как грунтовые взлетно-посадочные полосы при обильных осадках и таянии снега выходят из эксплуатации на срок до одного месяца, что влечет необходимость изменения логистических схем и удорожание перелета.
«Неразвитость взлётно-посадочных полос вызывает необходимость широкого использования вертолётной техники, что при условиях переменчивой погоды создает риск для жизни людей и может стать причиной чрезвычайных ситуаций, с чем мы совсем недавно, к сожалению, сталкивались», – сказал он.
По мнению губернатора Камчатского края Владимира Солодова, транспортная доступность традиционно относится к тем вопросам, которые больше всего волнуют жителей Камчатки, поскольку безальтернативным видом связи с полуостровом является авиация.
«В этом вопросе безусловным прорывом 2021 года стало создание дальневосточной авиакомпании, одним из акционеров которой стал Камчатский край», – заметил глава региона.
Участниками совещания отмечено, что в условиях климатических особенностей Камчатского края (частые осадки) необходима реконструкция взлетно-посадочных полос с переводом их на искусственный тип покрытия. В период осенне-весенней распутицы грунтовые полосы подвержены размоканию с потерей несущей способности (при обильных осадках полосы выходят из эксплуатации на срок до одного месяца).
В настоящее время ведутся работы по реконструкции аэродромной инфраструктуры в трёх аэропортах Камчатского края, по одному объекту реконструкция завершена не в полном объёме. Так, в аэропорту Петропавловска-Камчатского ведутся подготовительные работы по очистке территории, снятию плодородного грунта на перроне, патрульной дороге, коллекторе ВДС, готовится вынос сетей электроснабжения из зоны застройки. В аэропорту Оссоры проведена реконструкция искусственной взлётно-посадочной полосы, места стоянки вертолетов, рулежной дорожки, светосигнального оборудования. Идёт реконструкция искусственной взлётно-посадочной полосы, перрона в аэропорту Усть-Камчатска. Завершены работы по реконструкции искусственной взлётно-посадочной полосы, перрона в аэропорту Паланы, в следующем году в аэропорту будет установлено светосигнальное оборудование. В конце ноября глава государства Владимир Путин поддержал инициативу правительства Камчатского края о реконструкции аэропорта Тиличики и выделении Минтрансом России дополнительных ассигнований на реализацию проекта.
Главными стратегическими направлениями развития обозначены мероприятия по развитию регионального транспортного комплекса, направленные на создание новых маршрутов и совершенствование действующих, повышение регулярности перевозок и частоты рейсов, выравнивание транспортной обеспеченности по территории полуострова.
В повестку вошло обсуждение проектов крупнейших недропользователей Камчатского края. Добыча драгоценных металлов является одним из наиболее перспективных направлений развития горнодобывающей отрасли и экономики Камчатского края.
«Недропользование на Камчатке должно идти со значительными ограничениями, связанными с сохранением природной среды. Надо сделать так, чтобы развитие недропользования не вредило природе Камчатки, её туристической, рекреационной линии развития. Это крайне важно. В то же самое время в структуре недропользования работает более 4 тысяч человек. Мы тоже должны создать им нормальные условия для работы», – считает Юрий Трутнев.
По данным Территориального баланса запасов полезных ископаемых Камчатского края, 98,3% балансовых запасов золота (196,6 тонн) и 100% балансовых запасов серебра (660 тонн) сосредоточено в 15 коренных золото-серебряных месторождениях. Все месторождения числятся в распределённом фонде недр. Основные перспективы развития отрасли в ближне- и среднесрочной перспективе связаны с наращиванием запасов полезных ископаемых путем проведения планомерных геологоразведочных работ и увеличением объёмов добычи драгоценных металлов.
По поручению Юрия Трутнева Минприроды России, Роснедра совместно с правительством Камчатского края должны проработать и представить в Правительство РФ предложения по установлению на территории Камчатского края особых условий недропользования, включающие информацию по расширению моратория на проведение работ по поиску и добыче полезных ископаемых в целях реализации текущих и планируемых к реализации проектов в сфере развития туризма; внесению изменений в действующее законодательство в части установления для действующих проектов по добыче полезных ископаемых требований по использованию технологий, оказывающих наименьшее влияние на окружающую среду; установлению жестких требований по рекультивации месторождений полезных ископаемых в целях обеспечения максимального восстановления нарушенных в ходе хозяйственной деятельности земель и водных объектов; целесообразности доразведки действующих месторождений полезных ископаемых и др.
«Ведён мораторий на добычу золота в нерестовых реках. Но необходимо дополнительно посмотреть зоны вокруг населённых пунктов, потенциальные площадки для реализации туристических проектов», – пояснил он.
По мнению вице-премьера, территории под добычу золота и геологоразведку должен согласовывать лично глава региона. Также Юрий Трутнев отметил, что должны применяться более жёсткие требования в отношении технологий золотодобычи.
«Технологии должны применяться только самые бережные в отношении природы», – подчеркнул вице-премьер.
Отдельно был поднят вопрос реализации комплекса мер по экологическому и экономическому восстановлению земель и водных ресурсов, изменившихся в результате разработки месторождений.
«В соответствии с законодательством компаниям необходимо создавать резервные фонды на ликвидацию месторождений и полную рекультивацию ландшафта природы. Надо контролировать, чтобы это так и происходило. Вполне возможно, что для Камчатки эти нормы надо ужесточить, потому что мы должны сохранить Камчатку, её уникальную природу», – заметил Юрий Трутнев.
По итогу совещания Юрий Трутнев также дал ряд поручений другим министерствам и ведомствам. Минтрансу России, Минфину России, Минэкономразвития России, Росавтодору совместно с правительством Камчатского края поручено обеспечить финансирование мероприятия по строительству автомобильной объездной дороги от Петропавловского шоссе до жилого района Северо-Восток.
Минстрой России, Минфин России, Ростуризм совместно с АО «Корпорация Туризм. РФ» и правительством Камчатского края должны предусмотреть софинансирование проекта строительства автомобильной дороги регионального значения «п. Термальный – туристский кластер «Три вулкана».
Минтрансу России, Минфину России, Минэкономразвития России, Минвостокразвития России, Росавиации совместно с правительством Камчатского края поручено представить предложения по реконструкции аэропорта Тиличики с устройством модульного здания аэровокзала с указанием объемов, источников и сроков финансирования с учетом необходимости обеспечения начала работ по проектированию начиная с 2022 года, строительно-монтажных работ – с 2023 года.
Минвостокразвития России, Минтранс России, Росавиация, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», ФКП «Аэропорты местных воздушных линий» совместно с дальневосточными регионами проведут анализ осуществления конкурсных процедур на право заключения государственных контрактов на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов аэродромной инфраструктуры (взлетно-посадочные полосы и сопутствующие объекты) за 2021 год.
Росавиации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено провести анализ текущего состояния компаний отрасли, осуществляющих, в частности, проектирование объектов аэродромной инфраструктуры и взлётно-посадочных полос, и представить предложения о необходимости создания федерального проектного института и совершенствования существующей системы лицензирования (освидетельствования, аттестации) организаций (институтов), осуществляющих проектирование объектов аэродромной инфраструктуры.