17 октября 2024
Заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова на пресс-конференции в ТАСС представила ежегодный рейтинг субъектов по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) и социального предпринимательства в 2023 году.
По ее словам, рейтинг ведется на протяжении семи лет и позволяет отслеживать динамику развития негосударственного сектора в отраслях социальной сферы, а также стимулировать регионы к реализации мер по поддержке некоммерческого сектора и социального предпринимательства.
«Рейтинг является многофункциональным инструментом. Во-первых, благодаря ему мы видим динамику развития сектора в целом, какие отрасли растут. Во-вторых, это площадка для обмена лучшими практиками для регионов. В-третьих, это стимул для развития регионов и создания здоровой конкурентной среды. Мы видим, что рост происходит в тех регионах, где есть командная работа под курированием губернаторов. Так, по инициативе Александра Дрозденко полностью пересобрана стратегия развития социального сектора в Ленинградской области, в Республике Башкортостан под руководством Радия Хабирова создана единая платформа поддержки и внедрены механизмы персонифицированного финансирования сектора. В целом с 2017 года количество регионов, в которых реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры СОНКО, увеличилось на 26%. С 2021 года доля муниципалитетов, которые реализуют поддержку социального предпринимательства, выросла на 24%», — отметила Татьяна Илюшникова.
Лидерами рейтинга стали Ленинградская область, Республика Башкортостан и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Также в число регионов-лидеров вошли Ямало-Ненецкий автономный округ, Самарская область, Приморский край, Тюменская область, Чувашская Республика, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия).
Председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова считает, что рейтинг создает конкурентную среду среди регионов, которая позволяет ежегодно отслеживать результаты своего субъекта, анализировать изменения и затем улучшать позиции.
По итогам 2023 года значительно окрепли позиции по сравнению с 2022-м у следующих регионов: Чувашская Республика, Еврейская автономная область, Республика Мордовия, Кировская область, Республика Бурятия, Архангельская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Липецкая область, Курская область.
«Результаты рейтинга показывают, что работа регионов-лидеров не всегда связана с большими финансовыми затратами. Важнейшую роль здесь играют системность и регулярность поддержки, использование инструментов обратной связи от общества, некоммерческих организаций, предпринимателей, а также работа вглубь — с муниципалитетами, городскими округами», — добавила Татьяна Илюшникова.
По словам замминистра, регионы, занимающие высокие позиции в рейтинге, обладают рядом общих признаков. Это внедрение мероприятий по поддержке СОНКО в большинстве муниципалитетов, поддержка социального предпринимательства в рамках муниципальных программ поддержки МСП, в том числе на базе центров «Мой бизнес», функционирование регионального информационного ресурса о мерах поддержки СОНКО, наличие практики применения социального заказа.
«Для нас важно обеспечить доступ негосударственных организаций к предоставлению услуг социальной сферы. Основой решения этой задачи является выстроенная система взаимодействия представителей исполнительных органов региона, органов местного самоуправления муниципальных образований, Общественной палаты Югры, организаций инфраструктуры поддержки. Рейтинг является для нас своего рода знаком одобрения, что каждый субъект, входящий в число лидеров, движется в верном направлении по развитию и поддержке наших партнеров — негосударственных поставщиков», — сказал директор Департамента экономического развития Югры — заместитель губернатора Сергей Афанасьев.
В Ленинградской области по инициативе губернатора пересобрали систему поддержки некоммерческого сектора. По словам председателя Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области Екатерины Путронен, регион начал работу со слияния разрозненных конкурсных процедур в единую прозрачную систему на электронной площадке. Благодаря разработке региональной стратегии развития СОНКО Ленинградской области удалось наладить межведомственное взаимодействие между различными органами власти.
В Республике Башкортостан в 2019 году была создана единая электронная площадка, где регион аккумулировал все инструменты поддержки, сообщила и. о. министра семьи, труда и соцзащиты населения республики Ленара Иванова. В регионе также применяется практика сертификатов персонифицированного финансирования, которые используются в области спорта, дошкольного образования, социального обслуживания на дому, реабилитации.
«Впереди социальный сектор ждут новые вызовы, в том числе дефицит кадров и растущие запросы общества, поэтому эффективность сегодня становится главным приоритетом. Важен не только количественный рост, но и получение как можно большего результата с каждого вложенного рубля. Как этого добиться? Мы видим это на примере регионов-лидеров, которые создали целостные стратегии и выстраивают связки „регион — муниципалитет“», — выделил точки роста регионов вице-президент НИУ ВШЭ Лев Якобсон.
В основе рейтинга лежат не только экономические и финансовые показатели, но и главная составляющая человекоцентричной модели экономики — польза для общества, считает исполнительный директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Юлия Жигулина.
«Главная цель и социальных предпринимателей, и СОНКО — улучшение качества жизни населения. Отмечу, что среди регионов-лидеров мы видим сбалансированность между развитием социального бизнеса и СОНКО. Оба сектора в этих субъектах одинаково сильно развиты, что отличает их от остальных регионов: лидеры — это не те, кто использует исключительно федеральную повестку, а те, кто создает свои уникальные инструменты поддержки», — отметила Юлия Жигулина.
Поддержка бизнеса осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».