17 сентября 2020
15 сентября 2020 года Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления провел первое заседание осенней сессии 2020 года. На заседании рассмотрено 9 законопроектов, 4 подготовлено к рассмотрению в 1-м чтении, по 5 дано заключение в качестве соисполнителя, утвержден план работы на период осенней сессии 2020 года.
Поддержан с замечаниями проект федерального закона № 977183-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (по вопросу упрощения процедуры регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов), внесенный Правительством Российской Федерации.
Предложенные законопроектом изменения направлены на упрощение процесса государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных актов, а также на сокращение нагрузки на федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации и на муниципальных служащих.
Вместе с тем, принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Так же требуют корректировки подпункт «б» пункта 3 статьи 1 и статья 2 законопроекта. Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Соответственно в подпункте «б» пункта 3 статьи 1 и в статье 2 законопроекта следует говорить не о государственном реестре уставов муниципальных образований, а о государственном реестре уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. При этом законопроектом часть 6 статьи 2 Федерального закона № 97-ФЗ дополняется нормой, согласно которой уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, размещаются (опубликовываются) на портале уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Поддержан с замечаниями проект федерального закона № 970760-7 «О внесении изменения в статью 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части расширения видов муниципальных образований, в бюджетах которых в качестве составной части могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями), внесенный Правительством Российской Федерации.
По мнению Комитета, в предлагаемых законопроектом изменениях в Федеральный закон №131-ФЗ необходимо перечислить виды муниципальных образований, в бюджетах которых могут быть предусмотрены указанные сметы доходов и расходов, установив, что в качестве составной части бюджетов поселений, внутригородских районов, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципальных округов, городских округов либо бюджетов муниципальных районов, в случае нахождения в их границах на межселенной территории населенного пункта, другой территорий, не являющейся муниципальным образованием, могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Не поддержан проект федерального закона № 950592-7 «О внесении изменения в статью 26-13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части установления возможности проводить общественные обсуждения по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и годовому отчету о его исполнении), внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан.
По мнению Комитета вопрос о предоставлении возможности выявления мнения жителей на общественных слушаниях через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» относительно содержания указанных важнейших финансовых документов субъекта Российской Федерации, нуждается в дополнительном обосновании, поскольку вместе с привлечением к проведению в общественных слушаниях большого количества граждан могут возникнуть риски обеспечения надлежащей идентификации личности их участников, что может привести к злоупотреблениям.
Поддержан с замечаниями проект федерального закона № 971098-7 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ», внесенный депутатами Государственной Думы В.П.Водолацким, М.И.Щаблыкиным, Д.В.Ламейкиным, С.А.Веремеенко, П.В.Шперовым, С.И.Крючеком.
Законопроектом предлагается внести в ряд федеральных законодательных актов изменения в целях уточнения статуса и правового положения Всероссийского казачьего общества (далее – ВсКО) и его атамана.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, однако обращает внимание на следующее.
Предлагаемое законопроектом изменение в часть 17 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (далее – Федеральный закон № 154-ФЗ) не согласуется с действующим правовым регулированием в отношении освобождения от должности атамана ВсКО, так как его освобождение от должности осуществляется Президентом Российской Федерации, а не высшим органом управления войскового казачьего общества как это предусмотрено для атамана войскового казачьего общества. Вопрос наступления ответственности за непредставление или представление недостоверных, неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей требует дополнительного уточнения.
Требует уточнения формулировка предлагаемой нормы части 101 статьи 5 Федерального закона № 154-ФЗ, регламентирующей представление избранного атамана войскового казачьего общества Президенту Российской Федерации для утверждения.
В качестве соисполнителя рассмотрены:
1) Не поддержан проект федерального закона № 981802-7 «О внесении изменений в статьи 29-1 и 82 Лесного кодекса Российской Федерации» (в части повышения эффективности контроля за оборотом древесины на территории Российской Федерации), внесенный Архангельским областным Собранием депутатов.
Комитет отмечает, что контроль за целевым использованием древесины, заготовленной для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд, не является государственным лесным надзором, муниципальным лесным контролем, не относится к предмету регулирования лесного законодательства и не может быть закреплен как отдельное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в статье 82 Лесного кодекса Российской Федерации.
2) Поддержан с замечаниями проект федерального закона № 986751-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики.
Представленным законопроектом предлагается привести в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ положения Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» в части дополнения их понятием «муниципальный округ».
Комитет отмечает, что городские и муниципальные округа в Российской Федерации обладают общими принципами формирования (объединяют населенные пункты преимущественно городской и сельской местности соответственно), в связи с чем представляется целесообразным упорядочить перечисление муниципальных образований в пункте 1 статьи 1 законопроекта, последовательно, указав данные виды муниципальных образований.
3) Не поддержан проект федерального закона № 986748-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (о порядке изменения границ особо охраняемых природных территорий), внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» новой статьей, определяющей порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий.
Комитет отмечает, что действующим законодательством закреплены общие условия изменения границ ООПТ по причинам невозможности использования соответствующей категории земель по целевому назначению, что также предлагается и нормами данного законопроекта и является избыточным.
Представляется, что в данной редакции законопроект не решает проблем формирования четкого механизма изменения границ ООПТ, в том числе ООПТ регионального и местного значения в соответствии с требованиями действующего законодательства в данной сфере правоотношений.
4) Не поддержан проект федерального закона № 983044-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени работы объектов общественного питания), внесенный Законодательным Собранием Челябинской области.
По мнению Комитета, введение дополнительных ограничений времени работы объектов общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, не сможет в полной мере повлиять на обеспечение общественного порядка, защиту прав граждан и обеспечение их прав на тишину, отдых и правопорядок в местах их непосредственного проживания. В данном случае представляется целесообразным усиление контроля со стороны правоохранительных органов в отношении граждан, нарушающих общественный порядок, и применение к ним мер административного характера.
5) Поддержан с замечаниями проект федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации», внесенный сенаторами Российской Федерации Г.Н.Кареловой, И.Ю.Святенко, А.Г.Варфоломеевым, М.И.Ахмадовым, П.В.Таракановым; депутатами Государственной Думы А.И.Аршиновой, Ю.В.Афониным, М.М.Бариевым, Р.А.Баталовой, Д.Ф.Вяткиным, С.А.Гавриловым, В.Г.Газзаевым, Д.А.Иониным, Н.С.Кувшиновой, Б.Р.Пайкиным, Д.Ю.Пирог, Д.А.Свищевым, В.А.Фетисовым, А.В.Шипулиным.
Законопроект подготовлен в целях законодательного определения на федеральном уровне целей, принципов, основных направлений и форм реализации молодежной политики, а также регулирования отношений, возникающих между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации.
По мнению Комитета, с учетом установления законопроектом новых полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере молодежной политики, целесообразно соотнести и при необходимости скорректировать соответствующие положения Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ и Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Кроме того, в случае принятия рассматриваемого законопроекта полагаем необходимым учитывать, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете (пункт 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В связи с чем, полагаем целесообразным предусмотреть вступление в силу рассматриваемого законопроекта с начала очередного финансового года.
Также депутаты-члены Комитета утвердили план работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на период осенней сессии 2020 года.