20 января 2021
19 января 2021 года состоялось первое очное заседание Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в период весенней сессии 2021 года, на котором рассмотрено 9 законопроектов - 2 подготовлены к рассмотрению в первом чтении, по 7 дано заключение в качестве соисполнителя.
Не поддержан проект федерального закона № 1036076-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части совершенствования учета общественного мнения при принятии решений по вопросам местного значения", внесенный депутатами Государственной Думы С.М.Мироновым, И.А.Ананских, М.В.Емельяновым, О.А.Ниловым, О.В.Шеиным, Д.А.Иониным.
Законопроектом предлагается уточнить понятия «проведение публичных слушаний по инициативе населения», «заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний», «заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта».
По мнению Комитета, установление единых сроков оповещения для всех муниципальных образований является необоснованным, поскольку авторами законопроекта не учитываются существенные различия муниципальных образований по численности населения, размерам территории и т.д.
Не поддержан проект федерального закона № 1042540-7 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу гарантий депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатов представительных органов муниципальных образований), внесенный Думой Астраханской области.
Комитет отмечает, что установление требования о заблаговременном уведомлении работодателя о планируемом отсутствии работника на рабочем месте не может влиять на реализацию установленных федеральным законодательством гарантий сохранения места работы (должности), в связи с чем является избыточным.
Комитет обращает внимание на неопределенность понятия «заблаговременно». В данном случае невозможно однозначно определить, о каком периоде времени до планируемого отсутствия работника на рабочем месте идет речь. Это может вызвать сложности в применении проектной нормы на практике.
В качестве соисполнителя рассмотрены следующие проекты федеральных законов:
1) Поддержана концепция проекта федерального закона № 1062459-7 "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части согласования назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения), внесенного Правительством Российской Федерации.
В свете новых вызовов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан и реализации национальных проектов вопрос согласования назначения на должность руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья приобретает особую актуальность.
Вместе с тем, по мнению Комитета, представляется целесообразным положениями законопроекта предусмотреть возможность учета мнения органов местного самоуправления соответствующего субъекта Российской Федерации при назначении на должность руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
2) Поддержан с учетом значительной доработки проект федерального закона № 1057595-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается отнести организации, осуществляющие спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
Принятие законопроекта обеспечит перевод организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, в образовательные организации, а участников спортивной подготовки – соответственно, в обучающихся и педагогических работников.
Признавая необходимость совершенствования вышеуказанных положений законодательства Российской Федерации, а также с учетом поручений Президента Российской Федерации о гармонизацию законодательства о физической культуре и спорте и законодательства об образовании, концепция рассматриваемого законопроекта заслуживает поддержки.
Вместе с тем, Комитетом обращается внимание, что согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона реализация его положений может повлечь дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
По мнению Комитета, в случае принятия законопроекта Правительству Российской Федерации целесообразно рассмотреть возможность компенсации вышеуказанных дополнительных расходов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.
3) Поддержан проект федерального закона № 1056919-7 "О внесении изменений в статьи 15 и 22 Федерального закона "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения требований к отображению границ на картографических материалах), внесенный Правительством Российской Федерации.
По мнению Комитета, уточнение данных положений будет способствовать введению единых требований к отображению результатов проведения картографических работ на местном уровне самоуправления, региональном и федеральном уровнях управления, утверждаемых, согласно проектируемым нормам, ответственными органами исполнительной власти Российской Федерации, а также укреплению системы надзора за их исполнением.
4) Поддержан с замечаниями проект федерального закона № 1070119-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об инвестиционной декларации и соглашении о создании объектов инфраструктуры морского порта), внесенный Правительством Российской Федерации.
Представленным законопроектом предлагается закрепить правовой механизм, предусматривающий обязательность заключения с хозяйствующими субъектами, планирующими и реализующими инвестиционные проекты в морских портах Дальнего Востока и на прилегающих к ним территориях, соглашений, обязывающих их, в том числе, к соблюдению графика и объема инвестиций, а также, предусматривающих ответственность за неисполнение установленных соглашениями обязательств, включая расторжение соглашений, договоров аренды земельных участков или государственного и муниципального имущества.
Комитет отмечает, что для заключения с инвестором договора аренды земельных участков под создание объектов инфраструктуры морского порта соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных (муниципальных) услуг и управлению государственным (муниципальным) имуществом в сфере морского транспорта, должен будет провести торги в форме аукциона.
Поскольку на исполнение условий Соглашения существенное влияние могут оказывать также и иные лица, например, организации, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, государственному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительному органу муниципального образования, осуществляющие функции по оказанию государственных (муниципальных) услуг и управлению государственным (муниципальным) имуществом в сфере морского транспорта, представляется целесообразным доработать положения законопроекта об ответственности лиц, влияющих на исполнение Соглашения, в том числе посредством предоставления финансирования.
5) Поддержан проект федерального закона № 1070395-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением нового вида муниципального образования - муниципального округа", внесенный Правительством Российской Федерации.
Комитет отмечает, что законопроектом предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов, что позволит обеспечить участие муниципальных округов в качестве самостоятельных субъектов (самостоятельных видов муниципальных образований), в регулируемых данными законодательными актами отношениях в определенных сферах, в том числе закрепить полномочия, права, обязанности и ответственности органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в указанных сферах.
6) В доработке нуждается проект федерального закона № 1065429-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления порядка приватизации движимого имущества), внесенный сенаторами Российской Федерации В.В.Наговицыным, А.Г.Варфоломеевым, Б.Б.Жамсуевым.
Комитет отмечает, что произвольное расширение случаев и установление бессрочных сроков, при которых субъекты малого и среднего предпринимательства могут реализовать преимущественное право по выкупу арендуемого ими имущества, также расширение перечня такого имущества (движимого и недвижимого) может существенно ограничить в будущем возможности органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию упомянутых перечней имущества, которые будут необходимы для оказания имущественной поддержки иным субъектам малого и среднего предпринимательства и реализации органами публичной власти полномочий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
7) Поддержан проект федерального закона № 1053866-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (в части оптимизации видов информации, размещаемой в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и определения статуса региональных информационных систем), внесенный депутатом Государственной Думы И.В.Белых.
Законопроектом предлагается децентрализовать действующую систему ГИС ЖКХ и ввести определение понятия "государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации" (далее – ГИС ЖКХ субъекта РФ), легитимизировав, тем самым, деятельность ранее созданных ГИС ЖКХ субъекта РФ и снизить нагрузку на ГИС ЖКХ.
Диспозитивный характер проектируемых новелл позволяет отметить определенную актуальность данного правового предложения при уточнении вопроса о децентрализации ГИС ЖКХ в целом.
При этом, Комитет отмечает особую значимость отмеченной вариативности преимущественно для крупнейших регионов-доноров Российской Федерации и невысокую степень необходимости проектируемых норм законопроекта в данной части для менее обеспеченных субъектов Российской Федерации.
Также депутаты – члены Комитета утвердили план работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на период весенней сессии 2021 года.
Источник:официальный сайт Комитета.