21 мая 2019
16 мая 2019 года в рамках Санкт-Петербургского международного юридического форума был презентован проект концептуального нового федерального закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле. Текса закона размещен на федеральном портале нормативных правовых актов проект уже окрестили кодексом контрольно-надзорной деятельности.
Кроме данного проекта в ближайшее время должны появится проекты закона об обязательных требованиях и кодекса об административных правонарушениях.
Выступая на форуме и характеризуя проект закона о контрольно-надзорной деятельности, заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов назвал его особенности:
- четкое определение предмета и объекта контроля; регулирование учета объектов контроля;
- широкая линейка используемых инструментов контрольных мероприятий позволит сделать контроль более эффективным (в ряде сфер контрольные мероприятия могут быть заменены дистанционным техническим мониторингом); это означает и отказ от гегемонии проверок;
- оценка эффективности контроля проводится на основе снижения ущерба; в законопроекте вводится прямой запрет на использование «палочной системы»;
- основной формой работы контрольных органов должны стать профилактические мероприятия; контролер – это помощник, а не надсмотрщик- коррупционер;
- риск-ориентированный подход, распространяется на все отношения;
- контролеры являются частью новой современной управленческой системы, основанной на цифровизации и открытости;
- предусмотрены разные механизмы поиска баланса между разными участниками контрольной деятельности, в том числе через регулирование негосударственных систем соблюдения обязательных требований, установление связи контроля и институтами страхования и СРО.
В проекте закона впервые введено контрольно-надзорное производство. Главный принцип контроль-надзорной деятельности – принцип соразмерности рисков причинения ущерба административному воздействию на проверяемый объект.
Муниципальный контроль предполагается осуществлять в рамках полномочий по решению вопросов местного значения, однако полномочия по осуществлению отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) и регионального государственного контроля (надзора) могут передаваться органам местного самоуправления. Конкретные виды муниципального контроля могут устанавливаться только федеральными законами. При этом проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля с целью оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же контролируемого лица не допускается.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования и административным регламентом осуществления вида муниципального контроля, утверждаемым соответствующим контрольно-надзорным органом.
К полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля законопроектом отнесены следующие:
1) участие в реализации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля;
2) организация и осуществление муниципального контроля в пределах территории муниципального образования;
3) реализация полномочий по осуществлению видов федерального государственного контроля (надзора), видов регионального государственного контроля (надзора), переданных органам местного самоуправления;
4) принятие муниципальных нормативных правовых актов по вопросам организации и осуществления муниципального контроля, в случае и порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
5) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Муниципальные казенные и бюджетные учреждения могут быть наделены полномочиями по осуществлению видов муниципального контроля на основании муниципальных нормативных правовых актов.
Предполагается, что муниципальный контроль будет осуществляться без проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий.
Законопроектом устанавливается, что органами, осуществляющими контроль за исполнением предписаний, иных решений контрольно-надзорных органов, являются контрольно-надзорные органы, вынесшие такие решения. Контрольно-надзорный орган вправе осуществлять проверку исполнения своих решений любыми доступными ему способами, в том числе с неоднократными выездами инспектора на место осуществления контролируемым лицом действий по исполнению решений, с привлечением сил общественного контроля и др.
В случае принятия законопроекта без изменения заключительных и переходных положений он вступит в силу с 1 января 2021 г. с установлением переходного периода до 31 декабря 2024 г.
С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.
Публичное обсуждение законопроекта проводится до 13 июня 2019 г.
Источник: официальный сайт ИУРР РАНХиГС