12 февраля 2021
9 февраля 2021 года состоялось заседание Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на котором рассмотрено 11 законопроектов – 1 подготовлен к рассмотрению во втором чтении, 5 – в первом чтении, по 5 дано заключение в качестве соисполнителя.
С учетом поправок рекомендован к принятию во втором чтении проект федерального закона № 661843-7 «О внесении изменений в статью 2-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части уточнения статуса лиц, замещающих должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, являющихся государственными должностями субъектов Российской Федерации).
Напомним, законопроект направлен на согласование положения статьи 2-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с нормами специальных федеральных законов о судебной системе Российской Федерации в части уточнения статуса лиц, замещающих должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, являющихся государственными должностями субъектов Российской Федерации.
Рекомендован к принятию проект федерального закона № 1099092-7 «О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», внесенный Президентом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить, что на государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, при продлении срока государственной гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет.
В свете общего повышения возраста выхода на пенсию принятие законопроекта актуально. Таких государственных гражданских служащих стоит рассматривать как особую категорию руководителей. В силу специфики деятельности они должны иметь широкие знания как в сфере своей деятельности, так в направлениях развития Российской Федерации в целом, иметь системное мышление, качество лидера, способность принимать быстрые и взвешенные решения, иметь большую управленческую компетенцию.
Не поддержан проект федерального закона № 592417-7 «О внесении изменений в пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (по вопросу выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации)», внесенный сенатором Российской Федерации В.П.Лукиным.
Законопроектом предлагается уменьшить число муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, необходимое для поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), установив его в размере от 1 до 3 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.
Комитет считает, что существующий механизм отбора кандидатов направлен на достижение согласия между муниципалитетами и главами субъектов Российской Федерации и предупреждение конфликтов между региональной и муниципальной властью, стимулирует их взаимодействие.
Не поддержан проект федерального закона № 679381-7 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части совершенствования порядка выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации), внесенный М.В.Дегтяревым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Законопроект альтернативный предыдущему и тоже предлагает изменить количество депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации, необходимое для поддержки кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), установив его максимальное значение не более 5 процентов вместо имеющегося значения от 5 до 10 процентов.
Не поддержан проект федерального закона № 1056286-7 «О внесении изменения в статью 15-1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части уточнения прав органов местного самоуправления муниципального района), внесенный Законодательным собранием Ленинградской области.
Законопроект направлен на закрепление права органов местного самоуправления муниципального района по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданию условий для деятельности народных дружин.
Комитет отмечает, что полномочия по решению указанных в представленном законопроекте вопросов местного значения (закрепленных за поселениями) могут быть переданы от органов местного самоуправления соответствующих поселений органам местного самоуправления муниципальных районов путем заключения соответствующих соглашений и предлагаемая законопроектом норма является избыточной.
Не поддержан проект федерального закона № 1052643-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в части уточнения сведений, представляемых при поступлении на муниципальную службу), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области.
Исходя из системного толкования норм антикоррупционного законодательства, а также анализа региональных правовых актов, на текущий момент при поступлении на муниципальную службу сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подают представителю нанимателя только лица, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, так как только для них установлена такая обязанность.
Таким образом, нормы статей 15 и 16 Федерального закона № 25-ФЗ следует рассматривать во взаимосвязи. Как следствие, проектируемое законопроектом изменение представляется избыточным.
В качестве соисполнителя рассмотрены следующие законопроекты:
1) Поддержан с замечаниями и предложениями проект федерального закона № 1079336-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» в части совершенствования единой государственной информационной системы социального обеспечения», внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения, предусматривающие расширение перечня задач, решение которых должно будет обеспечиваться единой государственной информационной системой социального обеспечения (далее – ЕГИССО). К таким задачам предлагается отнести осуществление автоматизированного процесса назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.
Комитет отмечает, что нуждается в дополнительном обосновании вопрос о том, что реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе на проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления указанных организационных и технологических мероприятий, по обеспечению осуществления автоматизированного процесса назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
2) Поддержан с замечаниями и предложениями проект федерального закона № 1080003-7 «О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры», внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается новелла, предусматривающая, что заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые будут определяться Правительством Российской Федерации.
Комитет отмечает, что существенным недостатком законопроекта является то, что его положения не имеют прямого действия, поскольку порядок и условия их реализации будут определяться в основном постановлениями Правительства Российской Федерации, проекты которых не представлены вместе с законопроектом;
3) Поддержан проект федерального закона № 1078992-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения», внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить, что лица, замещающие государственные должности, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, освобождаются от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, несоблюдение обязанностей, установленных федеральными законами в части противодействия коррупции, в случае, когда их неисполнение признается следствием обстоятельств, независящих от физического лица.
Подобный подход освобождения от ответственности предлагается для государственных служащих всех видов государственной службы Российской Федерации и отдельных работников организаций, на которых распространяются соответствующие ограничения в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Полагаем, определение конкретных случаев, при которых лица освобождаются от ответственности за коррупционные правонарушения, особо актуально в настоящий момент, когда мир столкнулся с пандемией новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и действующими ограничительными мерами.
Так же Комитет отмечает, что при обстоятельствах непреодолимой силы не только исполнение антикоррупционных обязательств, но и получение документа о наличии таких обстоятельств, может вызвать серьезные трудности. Полагаем, стоит на федеральном уровне разработать форму документа-уведомления на бумажном носителе, представляемую в случае невозможности исполнить антикоррупционные обязанности, требования и ограничения;
4) Не поддержан проект федерального закона № 1049318-7 «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (в части определения понятия «специализированная служба по вопросам похоронного дела»), внесенный Самарской Губернской Думой.
Данный законопроект наделяет органы местного самоуправления правом самостоятельно, с учетом положений законодательства Российской Федерации, определять организационно-правовую форму специализированных служб по вопросам похоронного дела, а также даёт определение понятию «специализированные службы по вопросам похоронного дела».
Комитет отмечает, что многие вопросы организации похоронного дела вызывают разночтения на практике и требуют более четкого законодательного урегулирования. По мнению Комитета проводить указанную работу следует комплексно, с учетом как нормотворческой и судебной практики, так и позиции уполномоченных органов государственной власти;
5) Не поддержан проект федерального закона № 1080452-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в целях обеспечения преимущественного права субъектов Российской Федерации на покупку земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения), внесенный Законодательным Собранием Новосибирской области.
Данным законопроектом определяется, что потенциальными продавцами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения выступают граждане и юридические лица. При этом для потенциальных продавцов земельных участков закрепляется обязанность представления извещения, установленной проектируемыми нормами формы, с приложением соответствующих документов в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях установленных законом субъекта Российской Федерации в орган местного самоуправления.
В случае введения проектируемых предложений органы местного самоуправления не будут обязаны сообщать органам государственной власти субъектов Российской Федерации о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, что вряд ли оправдано.
Комитет полагает, что в настоящее время сформированы достаточные правовые возможности для реализации преимущественного права публичных образований по выкупу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при наличии соответствующих ресурсов в бюджетах муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
Также депутаты – члены Комитета своим решением внесли изменения в план работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на период весенней сессии 2021 года в части деятельности подкомитета по реализации профильных государственных программ Российской Федерации Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Источник: офсайт Комитета.