11 июня 2020
На заседании Комитета 9 июня рассмотрено 6 законопроектов, 1 подготовлен к рассмотрению в 1-м чтении, по 5 даны заключения в качестве соисполнителя.
Поддержан в первом чтении проект федерального закона № 850132-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления возможности введения и использования средств самообложения граждан на части территории населенного пункта), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан.
Полагаем, что возможность введения и использование средств самообложения на части территории населенного пункта должна устанавливаться в качестве исключения в определенных случаях, когда проведение схода граждан по данному вопросу в границах всего населенного пункта будет существенно затруднено или невозможно, а специфика и особенности расположения данного населенного пункта, местные условия и традиции проживания в нем жителей, структура населения не будут препятствовать проведению данного схода на его части.
В связи с изложенным в законопроекте необходимо предусмотреть положение, устанавливающее, что проведение схода граждан на части территории населенного пункта в целях введения и использования средств самообложения возможно будет осуществлять только в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, а критерии определения части территории населенного пункта должны будут устанавливаться нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В качестве соисполнителя Комитетом рассмотрены следующие законопроекты:
1) Поддержан с замечаниями проект федерального закона № 945998-7 "О внесении изменений в статьи 208 и 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (в части расширения состава органов, обладающих правом оспаривать положения нормативных правовых актов в суде), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается предоставить Министерству юстиции Российской Федерации право обращаться в суд с административным иском об оспаривании нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.
Полагаем, что в случае предоставления Минюсту полномочий по обращению в суд с административным иском об оспаривании нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации федеральным законом (Кодексом административного судопроизводства) его полномочия по осуществлению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов и ведению их федерального регистра также подлежат закреплению на законодательном уровне (в Федеральном законе № 184-ФЗ).
2) Поддержан проект федерального закона № 933979-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается предусмотреть процедуру внесения в кадастр недвижимости ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, наделив органы местного самоуправления соответствующими полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, предусмотрев при этом право лица, выявленного в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иного заинтересованного лица, в случае несогласия с результатами проведенных органами местного самоуправления мероприятий, представить в письменной форме возражения, в случае принятия которых уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю. Вступившее в законную силу решение суда об установлении такого факта является основанием для принятия уполномоченным органом решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
Представляется, что в современных условиях системы местного самоуправления (нехватки квалифицированных кадров, финансовых средств, мотивационных стимулов и т.д.) прогнозируемое "повышение эффективности налогообложения недвижимого имущества", которое позволит обеспечить дополнительные поступления в региональные и местные бюджеты от имущественных налогов в отношении около 25 млн. ранее учтенных объектов недвижимости, в недостаточной степени состоятельно в части финансового обеспечения предстоящих расходов, на реализацию которых необходимо своевременное предусмотрение финансовых средств.
3) Поддержан проект федерального закона № 933960-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения перечня заказчиков комплексных кадастровых работ), внесенный Правительством Российской Федерации.
В данном законопроекте продолжается последовательная деятельность
по расширению возможностей более полного и оперативного заполнения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) посредством включения внебюджетных ресурсов в систему заказа и финансирования выполнения комплексных кадастровых работ, поскольку в настоящее время такие работы могут выполняться только при наличии у уполномоченных органов управления финансовой возможности.
Вместе с тем, проведение комплексных кадастровых работ, выполняемых одновременно в отношении всех объектов недвижимости, расположенных в границах определенной территории (далее – территория выполнения комплексных кадастровых работ), независимо от форм собственности на такие объекты, снижает расходы в расчете на один объект недвижимости; снижает вероятность возникновения реестровых ошибок и уточняет информацию по всей территории выполнения комплексных кадастровых работ, что позволяет одновременно устранять все реестровые ошибки в сведениях ЕГРН; одновременно определяется местоположение на земельных участках зданий, сооружений, в связи с чем появляется возможность осуществить связь таких объектов недвижимости к земельным участкам, на которых они расположены. Кроме того, дополнительные источники финансирования комплексных кадастровых работ – средства заинтересованных в выполнении таких работ лиц, представляются вероятным правовым решением как для правообладателей объектов недвижимости (при наличии соответствующих финансовых возможностей), так и для отдельных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации с дефицитными бюджетами.
4) Не поддержан проект федерального закона № 936649-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка проведения общих собраний членов садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ), внесенный Самарской Губернской Думой.
Представленным законопроектом предлагается внести изменения в части закрепления положений по определению внутренним документом товарищества порядка проведения заочного голосования на общем собрании членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее - порядок проведения заочного голосования), а также по исключению требования об обязательности письменной формы решений членов товарищества по вопросам голосования, предусмотрев проведение заочного голосования путём обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.
В рамках ведения Комитета отмечается, что нормами статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается принятие решения собрания посредством заочного голосования, в том числе голосования с помощью электронных или иных технических средств. При этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. С учетом изложенного предлагаемое проектом исключение указания на обязательность письменной формы решений представляется избыточным.
5) Поддержан с учетом предложений проект федерального закона № 954048-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования законодательства в сфере защиты чести и достоинства граждан", внесенный членом Совета Федерации А.А.Турчаком; депутатом Государственной Думы А.Е.Хинштейном.
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ в части увеличения сумм административного штрафа за оскорбление граждан, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), вводятся новые субъекты правонарушения - лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие - устанавливаются отдельные санкции для таких лиц за оскорбление граждан. Так, предлагается установить два вида административных санкций за оскорбление вышеперечисленными лицами граждан, унижение чести и достоинства другого лица, или унижение достоинства группы лиц, выраженное в неприличной или иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме в публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет») – административный штраф и дисквалификация.
При введении нового вида санкций для такого широкого круга лиц авторам законопроекта стоит обратить внимание на то, на определенные категории лиц административная ответственность распространяется с особенностями.
Кроме того, Федеральные законы и положения о прохождении военной службы и службы иных видов, регламентирующие прохождение вышеперечисленных видов государственной службы, не предусматривают такой вид ответственности, как дисквалификация.
Полагаем, стоит сузить круг государственных служащих, распространив административную ответственность за оскорбление граждан только для государственных гражданских и муниципальных служащих.
Статус лиц, замещающих государственные должности, устанавливается соответствующими федеральными законами об их статусе. Так, для некоторых лиц, замещающих государственные должности и работающих на основании трудового договора, возможно применение такой меры ответственности как дисквалификация. Для других, замещающих выборные должности и исполняющих полномочия без заключения трудового договора – нет.
Несомненно, правовые способы защиты прав граждан на честь, достоинство и доброе имя, гарантированные конституционным, административным и гражданским законодательством России, являются неотъемлемым элементом правового государства. Расширение понятия «оскорбление», круга субъектов правонарушения за оскорбление, увеличение сумм административных штрафов, будет способствовать повышению правовой защищенности граждан. Однако уровень ответственности для всех лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, равно как и для государственных и муниципальных служащих, должен быть одинаков.
Источник: сайт Комитета